Автор: МВ Каримова · 2019 — Наряду с основными частями в состав каждого такого вида макома включаются и дополнительные произведения: в инструментальный нагма, пешрав, самои, хафиф, а в ...
Маком (узб. maqom, тадж. мақом) — среднеазиатский вокально-инструментальный жанр с широким использованием импровизации и циклической структурой произведений. Исторически является разновидностью макама, разделяется на три основные традиции: бухарский шашмаком, хорезмский маком и ферганско-ташкентский маком.
Цикл «Хорезмские макомы» сформировался на основе Шашмакома и музыкальных традиций Хорезма на рубеже ХVIII – ХIХ веков и включает в себя макомы – Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок и Панджгох (на практике их называют "Шесть с половиной маком" или "Хорезмский Шашмаком").
Шашмакам или шашмаком буквально означает «шесть макамов», то есть, система шести основных ладов (бузрук или бузург, рост, наво или нава, дугох или дугах, сегох, ирок или ирак), для перехода между которыми применяется модуляция через побочные макамы, их насчитывается более двадцати.
Инструментальный раздел каждого макома включал произведения – «Тасниф», «Тарджи», «Гардун», «Мухаммас» и «Сакил», исполняемых сольно или инструментальным ансамблем. При этом каждая часть отличалась своими напевами, характером мелодий, структурой и усулями ударного инструмента – доирой.
Вокальный раздел Бухарского Шашмакома называется «наср», а Хорезм — «айтим йули». Разница между условиями этих двух типов макомов не ограничивается этим. Например, музыкальную часть Бухарского Шашмакома ёще называют «тасниф», а Хорезмского макома «танимаком».
Троицкая отмечают, что отдельные виды шаманских призываний называются "муиод-жот" и имеют такие разделы как "начале" (саршавн, даромад), "подъем" (буровард), " ...
18 сент. 2018 г. — Вокальный раздел Бухарского Шашмакома называется «наср», а Хорезм — «айтим йули». Разница между условиями этих двух типов макомов не ...
В связи с систематизацией внутренней структуры. Шашмакома обращает на себя внимание и деление макома на жанрово-стилистические направления: инструментальное ( ...
имеется обширный раздел инструментальных наигрышей (гармо- шечных, скрипичных, жалеечных, гусельных), ее же два сборни ка частушек, записанных с ...
Каждый народ выработал характерные лады, ритмику, строение мелодии, создал само бытные музыкальные инструменты. Песенное и инструментальное творчество, как и ...
Панджгох
При помощи хорезмской табулатуры записаны хорезмские макомы. Хореография (от гр. choreia — хороводный танец и grapho — пишу) — 1. Создание танцев и.
Автор: Р Юнусов — Так называется инструментальный раздел Шашмакома и макомные инструментальные пьесы в традиции Ферганы – Ташкента. «Могулча» – производное от «моголистан ...